Каталог товаров

1. САДОВОВАЯ ПАРКОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА - ДЕРЕВЯННЫЕ ФИГУРЫ НА ЗАКАЗ
2.КУМИРЫ ЧУРЫ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ
3. МАТРЕШКА
4. ПРОДУКЦИЯ ИЗ ДЕРЕВА
5. ХОХЛОМА
6. ГОНЧАРНАЯ УТВАРЬ
7. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
9.СЛАВЯНСКИЕ КАРТИНЫ



Статистика







Рейтинг Славянских Сайтов

CY-PR.com

PR-CY.ru

Статьи


СОТРУДНИЧЕСТВО


Друзья сайта





Агентство Славянских Новостей



Народные названия деревянной ложки на Руси



Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). 
  
На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие. Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). 

Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» – переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. 

Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская – немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).Носатой называли всякую остроносую ложку. 

Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»Делали в Нижегородской губернии и складные ложки – они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

В историко-художественном музее города Семенова, который был открыт в 1934 году, хранятся самые разные ложки: белые (неокрашенные), крапленные легким узором с помощью птичьего пера, лакированные, с разнообразной росписью и резьбой. 

Эту коллекцию незадолго до революции начал собирать местный художник Г. П. Матвеев. Сегодня в музее кроме ложек есть великолепные образцы расписной хохломской посуды, токарная и топорная игрушка, лесная корнепластика, резные изделия, в том числе мебель, и много всяких деревянных диковинок. Их изготавливают семеновские  фабрики и предприниматели  города Семенова.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки – «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы – раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне – доверяли детям, а заключительные – скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку – женщинам. 

Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл – бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

В музее есть ложки, типичные для староверов, – с черенком в виде двуперстного знамения. На одной из таких ложек изображен российский герб с двуглавым орлом и монограммой императора Александра III.В конце ХIХ века в Семенове работал мастер Митрей Иванов, который украшал свои ложки способом крапления, нанося тушь и чернила куриным или гусиным пером, с легкой подкраской силуэтов кистью. Рисунок выполнялся свободно, одним росчерком пера. 

Очень обобщенно, но узнаваемо изображаются церкви и дома на городской набережной, вода в реке, деревья с кудрявыми ветвями, обрамляющие композицию. Эта виртуозная роспись сродни искусству примитивов. 

Таковы и ложки мастерицы Екатерины Ивановны Пряничниковой, выполненные, очевидно, в 1930-е годы. Сюжеты на внутренних сторонах головок ложек самые житейские: женщина за самоваром, косец в красной рубахе, держащиеся за руки подруги, женщина, кормящая кур.

Интересно взглянуть и на коллекцию 1960-1970-х годов местного мастера Н. С. Мерзлова. Резчик изучал свойства древесины при выделке ложек из клена, липы, березы, ольхи, ели, осины, сосны. Оставляя свои изделия неокрашенными, он тем самым подчеркивал красоту текстуры дерева. 

Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек: витые, с прорезным орнаментом, с завершением черенка скульптурными фигурками женщин или головами различных животных.

МАТРЕШКИНА.РУ

(c) 2010-2015 Все права защищены.
Матрешкина.ру - интернет Ярмарка - народных промыслов