Каталог товаров

1. САДОВОВАЯ ПАРКОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА - ДЕРЕВЯННЫЕ ФИГУРЫ НА ЗАКАЗ
2.КУМИРЫ ЧУРЫ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ
3. МАТРЕШКА
4. ПРОДУКЦИЯ ИЗ ДЕРЕВА
5. ХОХЛОМА
6. ГОНЧАРНАЯ УТВАРЬ
7. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
9.СЛАВЯНСКИЕ КАРТИНЫ



Статистика







Рейтинг Славянских Сайтов

CY-PR.com

PR-CY.ru

Статьи


СОТРУДНИЧЕСТВО


Друзья сайта





Агентство Славянских Новостей



Русская деревянная ложка



В газете «Нижегородский листок», от 2 мая 1896 года, №146 М. Горький писал с Нижегородской промышленно-художественной выставки в статье «Некто. Беглые заметки» : «…Лапти, рогожи, чашки и ложки это уже наше… По инициативе семеновского исправника в отдел доставлена изба семеновского кустаря с постепенным, очень наглядным воспроизведением ложкарного промысла, - эта изба после выставки поступит в земский музей и в нем останется как показатель русской оригинальности, на этот раз уже действительной. 

Отдел Нижегородской губернии декорирован, - надо отдать честь уменью его устроителей, - и красиво, и умно, все вещи бросаются сразу в глаза, сразу возбуждают ваше внимание, все на виду и все довольно картинно. Собрано земством до 50 производств, и это имеет очень важное значение, как для него самого, впервые еще знакомящегося на практике с кустарной деятельностью своей губернии, так и для всех изучающих ее быт».

В статье «М.Г. Беглые заметки» от 30 июня 1896 г. № 178 он пишет: «Русский человек не бережет ничего своего русского, и русские люди ни мало не заботятся о том, чтобы наше истинно самобытное оставалось у нас нетронутым и целым, и чтобы оно развивалось и не исчезло».

И эти слова были сказаны более ста лет назад. И к настоящему времени остались лишь крохи самобытного русского искусства, которые уж и сохранить трудно, но рассказать еще можно. Велико было значение ложкарного промысла, если на ярмарке дозволили установить избу ложкаря!

Введение  в 2000 году бывший губернатор Нижегородской области Иван Петрович Скляров предложил отметить 1000 - летие деревянной ложки и это событие торжественно провели.  Но сколько было тайного ехидства и смешков по поводу даты «взятой с потолка» даты.  Естественно, никто и не знает точно, сколько лет деревянной ложке. Но проводимые мероприятия были направлены на привлечение внимания к ложкарному промыслу, да и всем  Нижегородским народным художественным промыслам, переживавшим тогда не лучшие времена.


Вероятно, деревянная ложка, столько лет существует, сколько, например, гончарный промысел, когда научились горшки лепить, обжигать и готовить в них жидкую пищу. А найденные черепки глиняные уходят в даль веков.  Возможно, и появилось тогда подобие ложки.   Можно найти сведения, что и 2 тысячи лет назад они были уже известны.  Естественно, деревянной ложке трудно «прожить» два тысячелетия, но по косвенным признакам, этот факт и был установлен. 

Самые древние предметы деревянной посуды, найденные при раскопках, относятся к VI – II тысячелетиями до н. э.., т.е. к концу каменного века – неолита.Известно, что в Х веке дружинники князя Владимира пользовались деревянными ложками. При археологических раскопках в городе Новгороде, найдены ложки Х века, с резными черенами и с красивой формой черпака.

В Древней Руси, во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже в обиходе, она упоминается в летописи "Повесть временных лет" (XII век). И сведения имеются не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит».Можно встретить сведения, что на Руси ложка появилась 1010 лет назад – в 998 году по приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а специальными приспособлениями.

Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем – на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку. Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек, образцово-показательных и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется – лицевая.

Можно задаться вопросом, а почему крестьяне «предпочитали» деревянную ложку остальным. А какие были остальные?  Серебряные или золотые, так ими только цари и приближенные к нему пользовались. А лес рядом, пили, руби топором и «выделывай».В писцовой книге от 1519 года есть сведения: «… в слободе Митрополичьего двора Переславля Залесского, возле Борисоглебского монастыря числилось 18 дворов, людей в них 204 человека, среди них 16 ремесленников, в том числе 6 ложечников и 1 ковшечник». 

В те годы уже появилась специализация, сохранившаяся до настоящего времени, хотя некоторые ложечники могут резать ковши и ковшечники – ложки.Пород деревьев в лесу было немало, но предпочитали мягкие, как липа, осина, во-первых древесина легко режется, а во-вторых - не скалывается и ложка из нее не жжется, как металлическая.

Ведь у ложки могла отколоться часть черпака, или он мог треснуть и тогда ее заменяли на новую.  Появились и кустари-мастера лучше других режущие ложки, и начали продаваться свой товар на базарах и ярмарках. Появилась специализация, то есть разделение труда, одни резали ложки, другие лачили, третьи – расписывали. 

Стоимость ложки также различалась в зависимости от технологии изготовления. Обычно в крестьянском доме имелся комплект ложек для постоянного пользования и «парадный» - для гостей.  К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах.  

Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки – ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами.  Процесс, именуемый ложкарным промыслом, существовали в XIX веке во многих монастырях.  

В монастырях имелись "токаренная изба" и "ложкарня", где мастера изготавливали деревянную посуду и деревянные ложки. В то же время монастыри покупали деревянную посуду. В одной из летописей указывается, что в 1600 году в Кирилло-Белозерском монастыре имелось «6873 ложки, в том числе 300 ложек репчатых, добрых, с присадками из рыбьего зуба, 327 репчатых то же с присадками, 83 – корельчатых и 63 черных», там же хранилось «дерева репчатого и шадрового на 15 рублей, и 45 дерев валов репчатых больших и малых».

Под деревом репчатым понимался наплыв на стволе березы, именуемый – кап с красивой плотной древесиной, щеткой именовали нарост на корне дерева иначе – капокорень, подрепчатой древесиной считался кап и часть ствола.Посуду из дерева изготавливали в Троице – Сергиевом монастыре и принадлежащих ему селах.

В музеях можно встретить ложки из Соловецкого монастыря, имевшие роспись (рисунок) и некоторые имели на конце черенка вырезанное двуперстие, как крестились староверы.К этому времени появились и профессии деревообработчиков: токарь, судописец, ложечник, олифенник (обрабатывал олифой изделия), изготавливались ковши и братины, расписная посуда именовалась киноварной. 

Возможно, именно здесь возникла технология сушки (закалки) деревянных изделий покрытых олифой в жаркой печи, что придавало покрытию золотистый цвет. Вероятно, мастера – судописцы (расписывающие посуду) из Троице-Сергиева монастыря во время посадской реформы 1648-1649 годов разошлись по России и поделились мастерством во многих местностях. Ложки из монастырей напоминали скорее глубокие ковшики с коротким или длинным череном. 

Можно встретить монастырские ложки, имеющие специальный разъемный деревянный пенал, в котором их хранил владелец.  Деревянная ложка жива до настоящего времени, имеется практически в каждом доме, и, если ею и не едят, то, как сувенир держат обязательно. Так чем же привлекательна русская деревянная ложка? (хотя необходимо отметить, что такие ложки изготавливались и в Европе, в Азии, в Африке и Америке, особенно в тех регионах, где есть дерево.)

(c) 2010-2015 Все права защищены.
Матрешкина.ру - интернет Ярмарка - народных промыслов